Оптимальный руководитель для управления образования

Жизнь наша постепенно перемещается в виртуальный мир, немалую часть времени большинство из нас, владельцев современных гаджетов, проводит в социальных сетях. Здесь мы заводим друзей, ищем любовь, как нам кажется, живем настоящей жизнью, где все красиво и понятно. Но соцсети таят в себе и немалые соблазны – раскрепощаясь, мы теряем чувство меры, а некоторые, вероятно, с очень низкой самооценкой и комплексами, пытаются взять реванш за все настоящие и мнимые обиды. Такие люди готовы мстить всем и вся.

Возможно, ошибаюсь, но мне кажется, что именно такие «блогеры» и развязали грязную кампанию в Интернете против начальника управления образования Правобережного района Л.А.Афанасьевой. Честный человек с благими намерениями никогда не опустится до анонимок. Если мы позиционируем себя как цивилизованное общество и нам есть, что сказать, должны идти в суд, а не в Интернет в поисках правды.

В недавней беседе с главой администрации Правобережного района мы задали К.Г.Беркаеву вопрос, имеют ли под собой основания слухи о скорой «отставке» начальника управления образования. Константин Георгиевич твердо заявил, что Л.Афанасьева - специалист, которому он не видит сегодня альтернативы и по деловым, и по личностным характеристикам. «Я считаю, что Людмила Анатольевна сейчас - оптимальный руководитель для управления образования», – заявил Беркаев. Разговор с Л.А.Афанасьевой состоялся в ее рабочем кабинете, который, по свидетельству коллег, хозяйка покидает в иные дни в 10 -11 вечера. Несмотря на занятость, она охотно ответила на наши вопросы.

- Людмила Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о своем пути в этот кабинет.

- По завершении учебы на математическом факультете СОГУ им.К.Хетагурова была направлена учителем математики в Новобатакоевскую среднюю школу. Мое становление как учителя происходило под присмотром опытных педагогов, о том периоде жизни у меня остались самые теплые воспоминания. Завуч Юлиана Багаева окружила меня поистине материнской любовью, опекала, делилась секретами педагогического мастерства. Она и сегодня является моим ориентиром, я помню ее наставления и благодарна судьбе за то, что процесс моего становления как учителя происходил под началом профессионала высокого класса, коим является Юлиана Багаева. Эти же слова можно отнести и к Марклену Тасолтановичу Гусову, бывшему директору школы № 5, куда я перешла позже в качестве учителя математики, вожатой и позже заместителемдиректора по воспитательной работе. Именно он научил меня тонкостям работы руководителя, вычленять и систематизировать методы, эффективно влияющие на учебно-воспитательный процесс в школе. 

Хадикова Таира Георгиевна, директор учреждения дополнительного образования «Станция юного техника», где я недолгое время проработала методистом по научно- исследовательской работе, научила меня выдержке, терпенью в те минуты, когда нужно принимать важное решение, находить самое важное и помогать развивать способности и талант детей.

Затем была работа в школе №6 под руководством Ирины Султановны Азимовой в качестве заместителя директора по воспитательной работе, которая многому меня научила. Под её руководством я также  работала начальником информационно-ресурсного центра, и позже - начальником отдела общего образования Управления по вопросам образования, физической культуре и спорта администрации местного самоуправления Правобережного района. С мая 2013 года исполняла обязанности начальника Управления, а 1 октября 2015 года была утверждена в этой должности.

- «Хозяйство» ваше немалое – 16 школ, школа – интернат им. И. Каниди, 25 детских садов и 3учреждения дополнительного образования. Обеспечить их нормальное функционирование – задача не из легких. Это и ремонт, и подготовка к отопительному сезону, и обеспечение питанием, и сам образовательный процесс - целый комплекс задач, на выполнение которых, безусловно, уходит немало сил, энергии и времени. Кто помогает в решении задач, стоящих перед Управлением?

- Безусловно, устранение любых проблем сопряжено с финансовыми затратами, а бюджет района ограничен. Но к текущему учебному году мы подготовились – руководством района были выделены средства на текущий ремонт школ, котельных – около двух миллионов рублей, что позволило устранить многие препоны. Также удалось заменить кровлю в школе с. Фарн, кровлю и окна в школе с.Зильги. Другое дело, что кроме хумалагской школы, школы-интерната, и детских садов №5 и №7 здания образовательных учреждений - с 30-х по 90-е годы постройки. Специальная комиссия провела мониторинг и пришла к неутешительным выводам – 70% построек имеют большой износ. Здания, строившиеся в девяностых, были сданы с большими недоделками. Возникает вопрос, как их принимали в эксплуатацию. В частности, это касается пятой и шестой школ, детского сада №14. Отопительная система в них никогда не отвечала нормам СанПина. Проблемы удалось решить благодаря Федеральным целевым программам - целому ряду важнейших мероприятий, носящих комплексный характер, направленных на модернизацию и развитие системы образования. В частности, за счёт создания 90 дополнительных мест в детском саду №14 заменили оконные рамы и систему отопления, а также капитально отремонтировали помещения для двух групп детей. Заменили сантехнику и провели тёплую воду во все остальные группы. Заменили кровати с постельными принадлежностями для 300 детей и частично - игровую мебель и мебель для педагогов. Также в рамках программ удалось провести капитальный ремонт и создать современные условия в 4 сельских детских садах и открыть новый детский сад в с. Брут, где около 30 лет вообще не было детского сада. В рамках Федеральной программы «Доступная среда» сделали капитальный ремонт и создали необходимые условия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в двух группах детского сада №10 г. Беслана. В рамках целевой программы «Трудоустройство инвалидов на оборудованные (оснащённые) рабочие места» удалось  обновить в ряде образовательных учреждений частично компьютеры, оргтехнику и оборудование для пищеблоков, а также установить видеонаблюдение, в общей сумме около 500 тыс. рублей.

- Скажите, пожалуйста, как в Правобережном районе выполнили «майский» Указ Президента В.В.Путина в части обеспечения детей местами в детских дошкольных учреждениях?

- Задачу мы почти выполнили - в 2014-м году было создано 350 дополнительных мест, в 2015-м – более 350. Но в текущем году мы вынуждены были закрыть два детских сада - №3 и №8, причем здание последнего было построено в тридцатых годах прошлого столетия. В «Огоньке» (детский сад №3) же долгое время жизнь поддерживалась благодаря энтузиазму и стараниям руководителя и коллектива. Но сейчас кровля опасно накренилась, и содержать там детей стало небезопасно. Надеемся, что строительство новых помещений станет возможным опять же благодаря Федеральной целевой программе, в которую мы намерены войти в 2017 году. Сметную и другую необходимую документацию уже подготовили. Детей пристроили в другие дошкольные учреждения.

В девяти селах района сегодня функционируют детские сады. В с.Раздзог комфортные условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста созданы в школе, где организовали группу – на 25 детей, сейчас в ней 17 детей. Также две группы открыли в школе-интернате им.И.Каниди и в третьей школе – группы для разновозрастных детей. И здесь я хочу сделать следующую ремарку. Многие настороженно отнеслись к тому, что в школах открылись группы для дошкольников. Это общероссийская практика, а не прихоть работников Управления и администрации в целом. В перспективе беспрерывное образование будет вводиться повсеместно, оно апробировано в некоторых регионах страны и дает положительные результаты. То есть если ребенок из детского сада перейдет в школу, и это произойдет безболезненно в одном здании, при этом формы и методы обучения будут одни с градацией на возраст с дошкольного до старшего школьного, то, по мнению специалистов, непрерывное образование принесет хорошие плоды.

- Людмила Анатольевна, скажите, есть ли проблема с кадрами? И если есть, как намерены ее решать?

- В течение последних трех лет в районе не хватает преподавателей английского языка, информатики, математики. Соответственно, это дополнительная нагрузка на работающих учителей. В то же время требования к ним большие. Будем надеяться, что зарплаты повысятся, и это станет дополнительным стимулом для работников образования и сведет на нет кадровый дефицит.

- И последний вопрос. Организовано ли в школах питание?

- Безусловно. Несмотря на дефицит бюджета, во всех школах дети с первого по пятый класс включительно, а также дети отдельных категорий с 6 по 11 класс обеспечены питанием. Хочу подчеркнуть и такой немаловажный нюанс. В районе размер родительской платы составляет 1200 рублей, когда как по республике – 1500 рублей. И, несмотря на финансовые трудности в районе, Сослан Михайлович Фраев и Константин Георгиевич Беркаев приняли решение не поднимать плату. Им также удалось договориться с поставщиками продуктов питания и снизить цены. Новые руководители района проблемы образования ставят во главу угла и решают оперативно. Большим достижением стало приобретение новых 17 беседок, которых не было вообще в детских садах.

В канун Нового года руководство района изыскало возможность порадовать детей детских садов и детей дошкольного возраста школ №3, №7 г. Беслана, с.Брут, с.Ольгинское, с.Хумалаг и школы-интерната подарками! До начала новогодних мероприятий во все муниципальные образовательные учреждения доставят ёлки.

Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности всем, кто неравнодушен к проблемам наших детей и оказывает помощь и содействие в создании лучших условий! Это родители детей, руководители и работники этих учреждений, депутаты Парламента нашего района, предприниматели и руководители государственных и частных организаций (предприятий) не только района, но и республики. Их список бесконечен… Спасибо за щедрость и добро. Примите пожелания благополучия родным и близким, успехов в делах и удачи в жизни.

Интервью вела Алета ГАПБАЕВА.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ