По Красной Площади в парадном строю шли и наши земляки

Май 1945 года навсегда вошел в историю как месяц Победы Советского Союза над фашизмом – именно тогда был подписан акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, а 24 июня на Красной площади г.Москвы состоялся Парад победителей.

"Сбылась" и мечта гитлеровского генералитета: более 120 тысяч немецких генералов, офицеров, солдат прошли по улицам Москвы, правда, не торжественным маршем: военнопленные брели с опущенными головами.

В параде Победителей торжественным маршем шли сводные полки войск всех десяти фронтов Великой Отечественной. Среди них и наши земляки: гвардии полковники Каспулат Албегов из Зильги, Дмитрий Хубаев из с.Ольгинское, гвардии майор Ибрагим Комаев из Беслана, старший лейтенант Майрам Ватаев из Батако и гвардии старшина Хаджумар Бокоев из Беслана.

Сегодня речь пойдет об Каспулате Магометовиче Албегове.

Во время подготовки Парада Победы в Москве К.М.Албегов находился в команде организаторов. Многим известны кадры кинохроники, которые донесли до всего мира дух и настрой советского народа: десятки, сотни фашистских знамен пали ниц и были растоптаны. Но есть маленький и важный момент, который был тогда упущен многими, но подмечен Каспулатом Магометовичем на репетиции парада. Советские воины поначалу несли вражеские знамена вертикально, прозорливый Албегов настоял на том, чтобы их несли и бросали к ногам именно горизонтально. Изме- нение небольшое, но резонанс от этой художественной перемены получен сильный: у многих людей он поднял победный дух и гордость за свой народ!

Родился Каспулат Магометович 18 августа 1914 года в крестьянской семье (то есть в понедельник — его 100-летие). В 1932 году окончил 10 классов в родном с. Зильги, без особого труда поступил в Горно-металлурги- ческий институт г.Орджоникидзе. Но уже на втором курсе, осенью 1934 года, оставил учебу и добровольно ушел служить в Красную Армию.

Пройдя годичную спецподготовку в воинской части в Ленинакане, К.М.Албегов в 1935 году стал курсантом трехгодичного Бакинского пехотного училища. В 1938 году, успешно закончив училище, получил направление в Ленинградский военный округ. Командование округа доверило молодому офицеру пост начальника штаба гарнизона на советско-финской границе.

В 1939 году вспыхнул советско-финский военный конфликт на границе. Молодого лейтенанта назначили начальником штаба ускоренно сформированного отдельного пулеметного батальона, который вел бои вдоль финского залива. Во время боя в марте 1940 года разрывом авиабомбы Каспулат был тяжело ранен и контужен.

После трехмесячного лечения в Ленинградском госпитале Албегов вернулся в строй. Его назначили на должность помощника начальника штаба 477-го полка 161-й стрелковой дивизии в Могилеве. Здесь и встретил июнь 1941 года.

Во время прорыва вражеского окружения Албегову удалось вынести на себе и спасти всю секретную оперативную документацию штаба – прошел по тылам врага около 400 километров от Минска до Кричева. За выполнение данной операции был награжден орденом Красной Звезды.

Дивизию, подкрепленную людьми и техникой, перебросили под Москву. И снова бои с оккупантами под Смоленском, Ленинградом, Тихвином, на берегах реки Волхов. В этих боях Каспулат Албегов показал высокие боевые качества: личное мужество и военную грамотность. Поэтому командо- вание назначало его на ответственные посты: начальником штаба полка, ко- мандиром полка, начальником оперативного отделения дивизии в званиях старшего лейтенанта, капитана, майора, подполковника.

В начале сентября 1942 года подполковника Албегова назначили начальником штаба прорывной 27-й гвардейской стрелковой дивизии. Она должна была первой взломать вражескую оборону в районе Сталинграда. За полтора месяца Албегов проделал огромную сложную работу по боевому сплочению штабных аппаратов, их нацеливанию на образцовое выполнение боевых задач. 19 ноября 1942 года дивизия начала наступление. Противник, не выдерживая атаки гвардейцев и их соседей, поспешно отходил. Наши воины преследовали его вплоть до окружения и уничтожения. Албегов не только мастерски «дирижировал» элементами наступления войск, но, вопреки запретам, сам вставал в штурмующие цепи, ободрял атакующих, поднимал их боевой дух.

30 марта 1943 года за участие в разгроме группировки Паулюса Каспулату Магометовичу Албегову присвоено звание полковника и вручен орден Красного Знамени.

В новой среде – 8-й гвардейской (62-й Сталинградской) армии генерал- полковника В.И.Чуйкова Албегов также пользовался заслуженным авторитетом. В кругах корпусного, армейского и фронтового начальства его считали умным аналитиком, одним из образцовых начальников штабов дивизии.

В конце апреля 1944 года Албегов был отозван в Москву и зачислен слушателем Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. О том, как учился Албегов в академии, можно судить по записям в академической аттестации: «Умный, тол- ковый офицер. Будет прекрасным начальником штаба войсковых корпусов». В диви- зионных боевых характеристиках тоже были весьма высокие оценки способностей и таланта Албегова: «Мыслит конструктивно, тактически, образо- ванный, дальнозоркий, отличается способностью глубоко анализировать ситуацию, умеет быстро принимать правильные решения...» О том же свидетельствуют рекомендации войскового командования о награждении Албегова орденами Ленина, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Александра Невского.

По окончании академии Албегов блестяще справлялся с обязанностями начальника оперативного отдела штаба Восточно-Прусского военного округа (г. Кенигсберг), начальника литовского национального формирования (г.Вильнюс), старшего оперативного офицера Главного штаба войск Дальнего Востока (г. Хабаровск).

В славную биографию Албегова вписаны еще три года, благодаря которым имя Каспулата Магометовича вошло не только в историю России, но и в историю Корейской Народной Демократической Республики. Три послевоенных года — 1947, 1948, 1949 — он прослужил в должности коменданта города Пхеньяна и военного советника командующего северокорейской армией. Тогда он, 33-летний советский парень, запросто общался с легендарным вож- дем Северной Кореи Ким Ир Сеном.

В те годы, помимо военно-дипломатической миссии, Албегову пришлось выступить еще в одной роли. Руководство молодой Корейской Республики обратилось с просьбой к военному коменданту организовать военный парад, такой, чтобы он не уступал по уровню организации военному параду в Москве.

Парад состоялся 9 сентября 1948 года. Трехчасовое зрелище прошло по-военному организованно. Министр национальной обороны Цой Ен Ген, выражая Албегову благодарность, сказал: «Превосходно! Четко, как в Москве!». Мы вправе гордиться тем, что наш земляк Албегов Каспулат Магометович был причастен к историческому событию, положившему начало отсчета государственности Кореи.

В 1949 году, когда советские войска были выведены из Кореи, полковник Албегов продолжил службу на советско-манчжурской, затем советско-турецкой границе. Позже — начальником военной кафедры сельскохозяйственного и инженерно- строительного институтов (гг. Симферополь и Полтава).

Участник обороны четырех городов-героев: Минска, Москвы, Ленинграда, Сталинграда. Полковник с 60-летним стажем службы в Вооруженных Силах. Чин не кабинетного производства, а фронтового, что подтверждают 29 ранений, полученных на полях битв с врагами за свободу и независимость Родины, более 50 орденов и медалей, 26 высших почетных знаков правительственных профильных ведомств и организаций, 117 почетных грамот, дипломов и благодарственных отзывов. Почетный гражданин 66 регионов, городов и сел. Один из родоначальников высшей гвардейской лиги. Отличник физической культуры СССР. Пятикратный лауреат молодежных военных конкурсов. Почетный наставник молодежи. Все это, безусловно, говорит о том, что история жизни Албегова уникальна, про таких, как он, говорят: «Человек-легенда».

18 августа 2004 года Албегову Каспулату Магометовичу исполнялось 90 лет. С легендарным осетином захотел познакомиться тогдашний президент РСО-Алания Александр Дзасохов и выразить слова благодарности за то, что тот достойно представлял страну и с лихвой выполнил возложенные на него обязанности.

К его юбилею решено было связаться с посольством КНДР в Москве. Представители посольства сразу откликнулись. Оказалось, в Пхеньяне до сих пор помнят легендарного военного коменданта. Когда об этом сообщили Албегову, проживаю- щему в г.Тереке Кабардино-Балкарской Республики, он согласился на встречу лишь с тем условием, что она состоится в его родной Северной Осетии.

Во Владикавказ из Москвы встретиться с Каспулатом Албеговым прибыли представители посольства Северной Кореи. Советник корейского посольства О Сын Хо, выражая благодарность Каспулату Албегову за его героизм, стойкость духа и неутомимость, признался, что счастлив побывать на земле Осетии, тем более по такому знаменательному случаю! Юбиляр с благодарностью ответил, что, несмотря на 60-летний временной разрыв, считает себя в равной степени гражданином Северной Осетии и Северной Кореи. Сетовал на то, что редко бывает в родной Се- верной Осетии, но, тем не менее, внимательно следит за всем, что происходит в республике. В конце беседы поблагодарил республиканскую власть, Совет ветеранов и Архивную службу РСО-Алания за ту важную работу, которая проводится по восстановлению всех исторических фрагментов боевых сражений Великой Отечественной войны, увековечению имен героев...

Савелий КАНУКОВ.

ОТ АВТОРА.

С К.М.Албеговым я встречался несколько раз: у него дома в с.Зильги напротив здания правления колхоза им.Дзарахохова, гостил у него и в г.Терек, поселке Мыртазата Кабардино-Балкарии. Познакомил меня с ним мой однокурсник по Оспедучилищу Будто Албегов. В статье об организаторе и участнике Парада Победы использовал и данные из материала А.А.Албеговой – специалиста 1 категории центрального Госархива ИПО РСО-Алания.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ